Дорога на Качканар

Из дневника Саши Богданова

10 июня 1957 года. На трассу железной дороги Азиатская — Качканар я приехал с моим старым другом Сашей Платоновым. Мы не разлучались с ним с детства.
— Специальность? — спрашивает у нас начальник строительного поезда.
— Плотник, столяр, — отвечаю.
Сашка молчит. У него нет профессии. Начальник не придает этому особого значения. Видимо, специальности его мало интересуют. Он внимательно оглядывает нас, усмехается. Богатырским телосложением мы не блещем.
— В тайгу пойдете?
— Мы в тайгу и приехали, — отвечает Сашка.
В паспортах у нас появляется штамп: «Принят 10 июня 1957 г., строительно-монтажный поезд №18».
Идем на склад получать снаряжение. Нам выдают наматрацники, простыни, одеяла и резиновые сапоги.
— А подушка в лесу не обязательна, — наставляет кладовщица. — Чего вам с ней таскаться? Набейте наволочку мхом или травой и спите как на лебяжьем пуху.
И вот мы отправляемся на трассу. Нам нужен 65-й пикет. До него километров шесть.
Просека тянулась по болоту. Вечерело. Мы заторопились. Стал накрапывать дождь. Никогда я не думал, что шесть километров могут быть такими длинными. Сашка сперва напевал что-то, а тут враз скис.
- Давай переобуемся.
Сели на пеньки, вынимаем из матрацной наволочки сапоги.
— Слушай, тезка, мой сапог не у тебя? — спрашивает Сашка.
Он растерянно вертит в руках сапоги — они на одну ногу.
— Ну и таежники! — хохотали ребята, когда мы рассказали им о случившемся.
Так мы стали строителями.

14 июня 1957 года. Наш бригадир Виктор Циканов позвал Петю Осилова и сказал: «Бери лошадь и езжай в Вагановку. Примешь новое пополнение».
— Будет сделано! — весело ответил Осипов, обрадовавшись случаю побывать на станции.
На следующий день под вечер мы наблюдали следующую уморительную картину. Впереди на лошади, увешанной узлами, чемоданами, рюкзаками, гордо восседал Петр. За ним растянулось на добрый километр наше новое пополнение, человек двадцать девчат и ребят.
— Пионеров на экскурсию привел! — острил Сашка. Ребята и девчата, как нарочно, оказались маленького роста, а на ногах сапоги «сорок последнего размера» с широкими голенищами.
Подъехав к Циканову, Петр по-военному отрапортовал:
— Пополнение прибыло! Потерь в дороге нет! — и хитро подмигнул бригадиру. — Смотри, каких орлов я привел!
Мы хохотали. «Орлы» не обиделись и тоже смеялись. Ребята накормили новичков обедом, а Виктор Циканов произнес речь. Он рассказал, какую дорогу мы строим и зачем она нужна Качканару.

16 июня 1957 года. Новички осваиваются, привыкают к тайге.
Сегодня с моим другом Сашкой случилась беда. Валили ель, он не успел отбежать, и ветки хлестнули его по ногам. Мы хотели увезти Сашку в больницу, но он наотрез отказался:
— Отлежусь.
Вечером Сашка рассказал, что в гости к нему приходили новички, расспрашивали о работе.
— Любопытный народ, — отозвался о них друг. — Узнали, почему я лежу, и глядят на меня со страхом. Потеха!
Веселее стало в нашем лагере. Вечером у костра мы распеваем песни. Голосистые девчата в новом пополнении!

1 июля 1957 года. За хлебом ходим в соседний леспромхоз.. До него километров десять. Дороги нет. Пробираешься по болотам и чащобе. Появится наш «заготовитель» в поселке, с него глаз не сводят. Оборванный, бородатый, черный от загара. Подойдет к прилавку, развернет полосатую матрацную наволочку и заказывает:
— Двадцать черного, пять белого, десять батонов...
Продавцы ахают.
Попадешь с таким мешочком под дождь и принесешь в палатку хлебную кашу. Сушим на солнышке.
Здесь я впервые узнал настоящую цену хлеба.
С «заготовителями» иногда случались разные казусы. Коля Кузнеченков вернулся однажды без мешка и хлеба. В поселке его задержал милиционер и попросил предъявить документы.
— Чего это у тебя глаза бегают? Кузнеченков перемахнул через плетень и пустился наутек.
Мы отругали Николая.
— Ну чего вы, ребята. Документов у меня не было. Ну и жди, пока выяснят. А мне дорогу строить надо.

15 июля 1957 года. На пикет приехал начальник строительно-монтажного поезда. Он объявил благодарность всем строителям и выдал премии.
— Молодцы! Герои!
Ну, какие мы герои? Работаем, дорогу строим...

***

Александр Богданов, автор этого дневника, работает сейчас (1963 г.) бригадиром путеукладчиков. Он женился на Римме Смирновой, с которой работал вместе в тайге. У них растет дочь.

<<Назад Далее>>

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz